Душа человека и психологическая помощь

Сегодня мне очень важно преподнести тему, которая связана с мировоззрением, древностью, с Аркимом, с книгой "Душа ветеранов войны в Афганистане", непосредственно с моей специализацией, связанной с психологической и психотерапевтической помощью человеку. И хочу рассказать в первую очередь про тему “душа”, в частности, «Душа человека» и презентовать книгу. Идея написать книгу «Душа» родилась давно. Я занимался изучением этнографии, работал с разными направлениями, в том числе у казаков, на Хортице, еще с середины 90-х годов.

Потом начал заниматься только мировоззрением. Несколько лет назад я увидел по Первому каналу, что в одном из международных университетов в Америке в ходе исследования пришли к выводу, что души нет. Потом в течении этой же недели я услышал, что в Тарту, в Прибалтике, в одном из университетов тоже проводили какие-то исследования и также выяснили, что души нет.

Меня это задело, и я решил написать книгу, потому что до этого у меня уже была разработана тема: «Что такое душа». На разработку ушло несколько лет, было очень много черновиков, написанных от руки, но в печатном виде не было ничего. Возникшее внутреннее состояние протеста побудило меня к действиям. И я понимал, что первую книгу про такую большую тему, нужно писать на том ветеранском опыте, который я пережил.

Как специалист-психолог, я знаю, что литературы по данной теме практически нет. В чём суть души человека и что такое душа - не понятно. А если непонятно, то и непонятно как к ней, к душе, относиться.

Как специалист по психотерапии и практической психологии последние 20 лет я наблюдаю, что среди всех методик и направлений нет даже близко
таких подходов, которые бы учитывали душу человека, нет даже литературы, где кто-то пытался бы ставить вопрос или отвечать на него “что такое душа”. Почему негде прочесть, что такое душа, почему нет такой литературы? Есть только библейское: ”Бог душу живую вдохнул”. И только.

В этой книге я старался абстрагироваться от психологических и религиозных понятий и писать только в формате естественнонаучном, не только с позиции эзотерики, но в первую очередь на примерах. Как специалист, я очень долго изучал работы Фрейда. С ними, наверное, многие знакомы, в частности с терминами Фрейда «бессознательное» и Юнга «коллективное бессознательное». Первый раз Фрейд презентовал этот термин в двух работах. И первая была по клиническому случаю - детской фобии у пятилетнего мальчика Ганса. И прочитав эту работу, я начал задумываться и пришел к такой мысли: как же так?

Не все посвящены в тонкости психоанализа, хотя, возможно, посвящены в другие тонкости, куда, может, я не посвящен. Когда я вошел в сферу психоанализа и общался там, я вдруг задумался - как же так: одна работа, страниц 10 печатного текста. И после этой работы термин «бессознательное» распространился до сегодняшнего дня в узких и не очень кругах, и вроде все понимают, что это такое, хотя и слово душа тоже все знают, то есть мы даже не задумываемся, но все понимаем и чувствуем. Фрейд же показал это на клиническом случае.

Душа ветеранов войны в Афганистане

Я выбрал тему ветеранов войны в Афганистане не как клинический вариант афганского посттравматического стрессового расстройства личности. Я его хорошо знаю, так как сам афганец, знаю по людям в Челябинске, потому что работал в афганском ветеранском движении с посттравматическим стрессовым расстройством как специалист, практический психолог и врач. Но я пишу не про это, я описываю только тот уровень, который связан с душой. И мне бы хотелось показать, какой уровень нужно осваивать, как и
мне пришлось освоить, который мне позволил посягнуть на святое святых в религиозной сфере и психологии, и написать, что такое душа.

Главная трудность оказалась в том, что психика так устроена, что, допустим, если мы представим, что это человек и он стоит на какой-то поверхности, то однозначно где-то он увидит определенный горизонт. Если это город, то городской горизонт. Если это степи, то чуть-чуть отъехал от города, и уже видно степной горизонт. И оказывается всё, что вмещает вот эта целостность, всё что мы можем охватить взглядом, все это душа. И понятно, что мы видим, чувствуем не только глазами, но телом. То есть мы стоим, сидим - это всё душа. То есть всё, что мы воспринимаем – это есть представление того, что мы воспринимаем. Передаются представления через сенсоры, в основном, конечно, зрительные. Понятно, что у нас и другие сенсоры работают. На это реагирует вся наша физиология.

В каком месте мы родились, там и сложились все наши физиологические базовые настройки на климат. Мы можем переезжать в любые места, и мозг так работает, что наша физиология адаптируется. Когда я увидел, что все представления, которые можно охватить, это всё душа, до горизонта с одной стороны, с разных сторон, такой округлый горизонт что ли, вот это представление. Мы же не видим реально, что происходит. Мы видим это у себя каким-то образом, мозг нам показывает это представление в первую очередь. То есть уже разговор идет о сознании.

И вот всю эту целостность, оказывается, можно охватить только одним особым взглядом. В разных направлениях или в разных религиях он называется, конечно, дух. Оказывается, на душу можно посмотреть только одним вариантом. Других вариантов нет. Никакой инструмент, прибор, какие-либо взвешивания или рентген и МРТ ничего не позволяет делать с духом своим. Но после того, как я долго изучал Аркаим, вдруг такая возможность появилась. Я научился ощущать душу целиком.
Все представления о земной географии, где отображены все города и деревни, я могу ухватить целиком, я смотрю на нее целостно. Конечно, это такой биологический аспект, естествознанческий в первую очередь. Главный вопрос для меня стал даже не этот, про который я сейчас рассказываю, а тот - откуда у меня возник взгляд, который я называю дух. Духом смотрю. Дух смотрит
 

 


Подробнее - читайте и смотрите в лекции-презентации "Что такое Душа и как она связана с Аркаимом"

 

Направления работы: