В основе нашей работы с подростками лежит программа по патриотическому воспитанию и возрастной психологии «Возрождение Ратного Духа».
Проводится с подростками 11 – 15 лет.
В основе лежат две идеи:
- Взращивание чувства любви к Родине. Воспитание и развитие самостоятельной личности. Укрепление принципов самостоятельности в постановке и достижении жизненно- важных целей.
- Ранняя профилактика подростковой конфликтности, через развития осознования и увеличения толерантности (устойчивости) в период гормональной перестройки. Снижение тревожности. Важна работа с родителями по нормализации детско-родительских отношений.
На протяжении многовековой жизни любым обществом культивировалось воспитание чувства патриотизма, которое являлось безусловной основой его безопасности и развития...
На сегодняшний день, применение знаний по возрастной психологии позволяет уравновесить «крен», который неминуемо вызывает влияющий на каждого ребёнка процесс социализации.
Введение
На протяжении многовековой жизни любым обществом культивировалось воспитание чувства патриотизма, которое являлось безусловной основой его безопасности и развития.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.
Философский словарь определяет слово патриотизм произошедшим от греческого корня «patris», обозначающий отечество. То есть патриотизм определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.
Определение большое, а философия проста – защита России. Защита её от нападения врагов, была защитой интересов русского народа и тех народностей, которые составляли её культурно историческую общность.
Российское государство с самого возникновения вплоть до «перестроечных времён» всегда славилось своей армией, а русский солдат – своим несгибаемым духом.
Но пришли иные времена, и сейчас в начале третьего тысячелетия информационное состояние общества за время жизни одного поколения, меняется несколько раз, чего раньше не было никогда за всю историю человечества. Качественно изменилась психология людей, мотивация их деятельности. В век электричества, атома, в космическую эру наблюдается новый прорыв – эпоха электронизации – компьютеризация. Российское общество переживает глобальные экономические и политические процессы «периода перестройки».
… «дети перестройки» достигнув раннего юношеского возраста, решают важные жизненные вопросы, имеющие сугубо индивидуальную актуальность. На сегодняшний день не только авторитет службы в армии, но и авторитет самой армии заметно снизился, как впрочем, и общий уровень культуры в российском обществе.
В очередной раз доказывает свою ценность, дошедший до нас воспитательный воинский опыт дедов и прадедов, развивающий в человеке альтруистическое начало.
В философском словаре альтруизм имеет латинский корень «alter» - другой, и трактуется как нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. По сути, этот принцип противоположен эгоизму.
Развитым альтруистическим началом через воспитание чувства любви к Родине, героизм, мужество, стойкость, бесстрашие, осознание ответственности, готовность к самопожертвованию, сплочение перед лицом опасности и объясняется загадка этнической русской души. Это явление обуславливает живучесть нации объединившей многие народности на территории России, а воспитательная воинская традиция развивает безусловное, то есть духовное начало.
Цели этой программы распространяются намного дальше, чем повышение заинтересованности подростков, к армейской службе. Масштаб целеполагания воспитательной роли программы связан с повышением авторитета армии, преемственности воинской традиции и с заинтересованностью реализовывать в себе своё мужское начало.
Воспитательной основой программы является многовековой опыт славянского воинского воспитания, с его богатой этнографической традицией.
Суть славянского воинского воспитания дошла до нас, сохранившись в памятке славянскому войну: «Слон у арабов, яд у аваров, конь у хазар, терновник у болгар, корабль у варягов, панцарь у фрягов, сам у славян».
В программе используются принципы развития и закалки характера великого русского полководца Александра Суворова, описанные в его сборнике «Наука побеждать».
Несмотря на всё богатство, культурно-воспитательного наследия программа включает в себя большой практический раздел по возрастной психологии.
Необходимость введения в программу знаний и практических навыков по возрастной психологии обусловлена несколькими причинами:
«Оживление» как воспитательного процесса, так и имеющегося культурно-исторического наследия. Воспитательный процесс и приобщение к культурно-историческому наследию многократно усиливается через развитие в подростке навыка самоосознавания. Таким образом, более удачно, получается познакомить и реализовать принцип «сам у себя».
На сегодняшний день, применение знаний по возрастной психологии позволяет уравновесить «крен», который неминуемо вызывает влияющий на каждого ребёнка процесс социализации.
Переходный подростковый возраст отличается своей конфликтностью. Физиологически это объясняется интенсивной гормональной перестройкой. Своевременное применение знаний по практической психологии, через процесс повышения самоосознавания и понимания, что происходит с подростком, позволяет корректировать девиантное поведение, и профилактировать развитие его инфантильных черт характера.
В период пубертатного возраста у подростка начинает интенсивно развиваться его мировоззренческо - нравственная основа, происходит интенсивное обогащение ценностными жизненными ориентирами. В это время важно укрепить созидательные поведенческие тенденции и конструктивность в мышлении.
Повышение самоосознавания и волевого компонента личности позволяют подростку самостоятельно выбрать направление для своего жизненного развития и самоопределения, для своего личного, социального и материального роста.
Таким образом, программа по патриотическому воспитанию и возрастной психологии «Возрождение Ратного Духа» несёт в себе целостный подход, включающий воспитание мужественного и храброго защитника отечества, дееспособного и социально-ответственного мужчину. Как издавна считалось на российской земле, мужчина должен стать не только защитником Родины, но и, вернувшись с ратных полей, создать семью, воспитать детей, созидательным трудом материально обеспечить себя и близких, построить дом и посадить дерево.
По сути, это и есть преемственность поколений, которая выражается в способности принять от старших традиции, опыт жизни и знания, применить их и приумножить, чтобы передать всё это будущим поколениям.