Душа ветеранов войны в Афганистане - обсуждение темы книги

В этой книге Анатолий описывает открывшуюся ему возможность посмотреть на Душу человека как на целостное явление и отвечает на вопросы «Что такое Душа?» и «Как к ней относиться?».
Он берет для рассмотрения полученный опыт ветеранов войны в Афганистане, участником которой был сам. Убедительно раскрывая естественный мировоззренческий субстрат Души и духовных проявлений человека, он снимает клеймо наветов и лжи как с самой темы, так и с образа ветерана-«афганца».
 
Книга предназначена для тех, кого волнуют вопросы о Душе и ее совершенствовании, воспитания в себе воинского Духа, выстраивания своей жизни.

Комментарии

Размещайте свои отзывы о темах книги

Читаю книгу «Душа ветеранов войны в Афганистане». Интересно, захватывает. Прочитал немного, примерно половину первой части, но уже есть чем поделиться. Первое, что хочу отметить, во время чтения вдруг просыпается большое внимание к себе, не то как я выгляжу, а то что у меня внутри, в Душе! И внезапно приходить мысль, что прочтение книги – это ревизия всей моей жизни! Сразу видны все свои условные и безусловные проявления. Становится видна своя хитрость и значимость, но в то же время вспоминаются моменты, где я действовал не из этих побуждений, где я был настоящий! И вдруг, приходит понимание, что это книга - про меня самого или руководство к действию! В память врезалась мысль автора: «надо быть проще». И тут же вопрос: «А что может быть сложнее простоты?». И сейчас хочу остановиться на вопросе, который когда показан, кажется простым, потому что по-другому просто не может быть. Но как же нужно усложнить себя, чтобы дойти до этой простоты! Я хочу обратить внимание на то, что с самого начала книги все «посажено» на основу – на земной ландшафт. И приходит понимание, что это самая естественная основа и другой просто нет! И тут же все выдумки и фантазии рассыпаются в прах. И земля, как основа Души, становится уже не речевым образом, а самой настоящей земной реальностью! Ведь действительно, самое большое, что мы можем увидеть это вид местности ( не считая неба над головой, но это другая история), и это и есть та самая земная реальность. Хочу привести строчку автора: « Все представления от взаимодействия с местом – есть твоя Душа.». Я рад, что у меня есть достаточные представления о родной географии, о своей местности, о родной природе. Этим заложена хорошая основа для развития Души, и мне очень понятны мысли автора о родной и неродной стороне. И всегда попадая в родной ландшафт, в тот , к которому я привык с детства (первые семь лет жизни я прожил в деревне), у меня появляется ощущение, что я дома. Получается все вроде бы просто, мы можем опираться своей сенсорикой только на ландшафт и больше ни на что, все остальное имеет меньший масштаб и размеры. Я это вроде бы знал, но не обращал на это внимание. Но автор так преподнес этот факт, что не остается сомнений, что нет другой точки опоры для понимания основы своей Души. Я бы хотел обсудить, а как у Вас внутри воспринимается эта основа предложенная автором?

Прочитала половину книги, очень хочу попробовать написать на нее свой отзыв) Илья, прочитала твой отзыв и он мне многое прояснил и пояснил то, что написано в книге) Мне вообще очень упрощается, когда я читаю то, как ты это видишь)) Поэтому спасибо тебе за твой отзыв!)) Очень меня задела и зацепила фраза «И сейчас хочу остановиться на вопросе, который, когда показан, кажется простым, потому что по-другому просто не может быть. Но как же нужно усложнить себя, чтобы дойти до этой простоты! Я хочу обратить внимание на то, что с самого начала книги все «посажено» на основу – на земной ландшафт. И приходит понимание, что это самая естественная основа и другой просто нет!». Просто невозможно поверить в эту простоту)))) Но если это и правда так, то все настолько упрощается!))) Это какой-то праздник души, если честно!!! Основа, предложенная автором, воспринимается у меня внутри, как огромное облегчение, просто выдох. Но насколько же нужно запутаться, чтобы эта основа в принципе ушла из обихода, и все встало с ног на голову. Мне пока не понятно, что является препятствием для понимания этой основы. Я даже сама до конца не верю, что оно на самом деле так, просто потому что не может быть все настолько просто. Не понимаю откуда мысль, что жизнь это очень очень сложно. В детстве и юности так совсем не казалось. Был счастлив тем, что есть. Просто самой жизни. Но что мешает нам сейчас просто жить и быть счастливыми? После прочтения 90 страниц книги первое, что захотелось сделать – это просто обращать внимание на местный ландшафт. Заметила, что в этом есть много интересного и увлекательного. В принципе стала обращать внимание на то, а где я живу, что меня окружает, где я бываю ежедневно, что вижу. Это правда увлекательный процесс и кажется мне гораздо интереснее собственных внутренних размышлений и мыслей. И что я стала как-то ярко замечать – это разница состояний, либо это очень какое-то просторное, легкое, комфортное состояние, либо, когда идет работа головы – я сразу теряю всякую опору.. Никакой ясности в этих мыслях совершенно нет, просто путаница, сомнения, разочарования в жизни))) Но ведь жизнь от этих мыслей не перестает существовать и мир не разваливается. И приходит все то же новое утро, новый день, новая ночь, и восходит стабильно солнце и садится. Жизнь идет своим чередом, так кто же ее усложняет?))))

Прочитал я быстро, за четыре дня. Язык в книге воспринимается как самобытный. Непохожий на другие книги. Поэтому отметил себе, что надо обязательно перечитать, а может быть и не на один раз. Появилось ощущение безнадёжности городской жизни, в которой я живу. Поясню. Если в Афганистан военные шли "на идеологии", и лишь выполняли практические задачи - поэтому и получили специальный опыт взаимодействия с Душой, который Анатолий так хорошо описал и объяснил, - то сейчас в городе никакая идеология никого и никуда не ведёт. И даже если я, просто из чистого интереса к вопросу, пойду развиваться в описанную сторону, то городские условия, "среда", мне будут постоянно мешать. Интерес интересом, но кушать-то надо, и только городские условия сейчас обеспечивают людям "покушать". А в городе Душа и не развивается, и даже, наверное, мешает жить по городским правилам. Я не вижу, как вырываться из этого.

Очень внимательно прочитал твой отзыв Алексей. Захотелось тебе ответить. Ты пишешь, что у тебя появилось ощущение безнадежности, но на самом деле, благодаря книге, эту безнадежность ты просто увидел в той жизни, в которой живешь. Потому что в этой жизни нет ничего для Души. И видно, что ты хочешь найти опору в идеологии (причем в той, которая якобы была в Советском Союзе), пишешь, что ее нет в современной жизни, а в Афганистан люди шли на идеологии. Но в книге ясно написано, что шли не за идеей, а из бескорыстных (безусловных) побуждений. Отчасти проверить себя, а вообще, потому что по-другому было нельзя. Чувство долга защищать Родину, было сильнее любых идеологий. По себе хочу сказать, что я мечтал служить в Афганистане, и не потому что к этому призывали партийные лидеры, а потому что я видел ребят из двора, которые приходили оттуда, для меня они были настоящими мужчинами, защитниками Родины. Это был пример Мужества, и мне хотелось быть таким же. И в книге есть великолепный ответ: искать опору не в идеологии , а в себе! Понятно что современная жизнь вынуждает нас выживать, обеспечивать себя, но по моему тема книги, не только не мешает этому , а наоборот помогает. Никто не призывает уехать из города, как будто в деревне или в любом другом месте чем-то лучше. Но книга прекрасно высвечивает, что есть во мне условное, а что есть безусловное, что я делаю для Души, а что против Души. И главное я начинаю знакомиться со своей Душой, чувствовать ее как внутреннюю опору. В конце твоего комментария, становится грустно, есть какая-то безысходность, чувство тупика. Складывается ощущение, что ты не можешь вырваться из этой безысходности, из одиночества, но ты туда глянул и принять это не можешь. И самое главное, что ты не смог увидеть, или избегаешь этой темы, что книга предлагает выход – это Душа! Понятно, что ты пишешь про себя, и твои переживания мне близки и понятны и вызывают сопереживания. Но все-таки в книге разговор идет гораздо глубже, читателю даются ответы на вопросы: что такое Душа и как к ней относиться. Я не знаю, где еще можно получить ответы на эти вопросы. И для меня это книга не просто про опыт воина-«афганца», через эту книгу я познаю свою Душу! И хотел бы обратить внимание всех читателей, что главная тема книги – это Душа человека! Вот такие мысли вызвал твой отзыв по книге, Алексей, и мне было важно поделиться с тобой этим!

Для меня стало гораздо сложнее написать отзыв, чем прочитать книгу. Понадобилось столько же времени для отзыва, как и для прочтения. Ежедневно думал над прочитанным, находясь в запущенном состоянии внутреннего диалога. Вспоминается эта классическую гуманитарная тема школьного сочинения- «Врач в русской литературе». Предмет исследования книги: Душа человека на примере воинов-афганцев. Актуальные мне темы в книге, о которых хочется откликнуться. Тема -Воинская инициация. Спустя 30 лет после событий в ДРА не вериться, что желание взрастить в себе мужество вело юношей на войну. У меня вызывают восхищение и даже зависть эти ребята, служившие в ДРА, прошедшие высшее воинское посвящение. Это выглядит нереальным на фоне коммертизации вооруженных сил России нового облика, облаченных в форму от Юдашкина. Также эта тоска ветеранов по жизни в ценностях Души, а не в ценностях кошелька, глубоко интересна. Неужели такое бывает (было)? Снова удивление. После прочтения книги –ветераны Афганистана стали мне ближе. Захотелось пожать Вам руку, в лице афганца номер 1 для меня -Анатолия Анатольевича. Я похож на героя художественного фильма «Зеркало для героя» режиссера Владимира Хотиненко. Который только тогда и понял, зачем «дежурить детям» у вечного огня, когда побывал ТАМ… Книга, не только крик Души, но и глубоко рациональное Дело. Сберечь накопленный опыт воспитания, обеспечить преемственность поколений. Для меня ожила мемориальная табличка на школе моего сына, в память о войне интернационалисте. Тема войны, острая линяя оказалась захватывающей и влекла за собой во время прочтения. Пересказывал отрывки книги дома... Было и такое, что мне ожидалось от книги такого боевичка. А там реальность другая оказалась: убитые, тяжесть службы, лишения и еще «Афганский излом»… Тема-Души. Предложенная автором гораздо шире, чем я себе представлял, занимаясь целую пятилетку НЛП и гештальтом. Книга – наш ответ Чемберлену в сфере психологии. Это запустило мой глубокий внутренний диалог. Поскольку переучить всегда сложнее, чем просто наполнить эту «табулю раза». Встал остро вопрос интеграции того что я знаю, с моделью Души, предложенной автором. Логически из прочитанного следует вывод, что та психология, которая представлена обществу сейчас должна называться по-другому. Например «наука о социальной адаптации», но не психологией (наукой о душе)! А к теме Душа еще официоз так и не приблизился, или приближаться не хочет… Например не приблизился в сторону таких вещей как географическая составляющая души, а также ее бессмертная часть -о которой говорит теософия, исследование страсти – также не исследуются официальной психологией. Я двумя руками за и рад, что наконец нашел в написанном виде такие выводы автора-психолога, что Дух не спускается в неподготовленный психологический субстрат, что для развития души необходима эмпирика, что быть в контакте со своей Душой- это обычная практика древних народов… Вывод из прочитанного– Тема Души гораздо шире, чем охватывают изученные мной психо-направления, и книга по сути является источником знаний по теме Душа.. Самая трудная часть книги и во многом не ясная, тянет по глубине на повторное чтение. Глубокий социальный конфликт «Афганского излома», механизм которого хорошо мне стал виден после прочтения. Мне чувствуется сила автора, проявляющаяся в честном изложении фактов афганского излома… Однако кроме тяжелых жизненных примеров описанных в книге, мне афганцы известны по таким социально-ярким личностям, как Б.Громов, Р.Аушев, А.Руцкой. Герои Советского Союза войны в Афганистане и одновременно истории успеха в мирной жизни, а также случаи стабильного бизнеса, который ведут афганцы. Эта часть афганцев большого Успеха в «Афганском изломе» не освещается. Как афганская закалка помогла им? Тогда получается противоречие: либо сохраненная Душа, но получается Излом; либо Успех, но тогда нет Души ( с ее Изломом в мирное время) Ведь конечной целью инициации – является последующий Успех после возвращения ( в примере автора- поступление в институт). Возможен ли восход солнца (ценность Души) и Успех в одном обществе? Это и мое противоречие, не разрешенное до конца в собственной жизни. Тема – нравственно-политическая. Однажды в круге - гештальта я предложил утопическую идею закрыть аптеки, торгующие медикаментами, и посадить в место каждой терапевта, поскольку корень многих болезней - психосоматика.(Связь Духа и здоровья затрагивается и в книге) Группа мне поулыбалась . Удивился, когда такую же идею узнал на другом конце света будучи на отдыхе в Камбодже. Там я познакомился с биографией генерала Полпота. Он фактически прикрыл в масштабах страны официальную медицину, считая, что у народа, в котором Дух, болезни быть не может! Экскурсовод это высказал как самодурство генерала. Однако, и комбат в Афганистане закричал «Какое право вы имеете болеть?!». Значит в Камбоджу ехать не надо. Выходит могут существовать общества, где ценность Души и Духа ставятся на первое место… Однако, что это за общество в условиях мирной жизни в книге не описано, или выходит за рамки книги. (Есть указание автором на свод правил космического основания – небесную Риту…) Возможно Рита и есть та долгожданная ветеранами-афганцами и одновременно загадочная точка приложения силы Духа, которой вы обладаете. И возможно ожидаемая не только ветеранами, но и другими людьми ищущих сохранение своей Души в ее естественном проявлении.

С первых страниц книги возникает ощущение, что автор книги живёт совсем по-другому, не так, как живу я и большинство тех, кого я знаю. Включенность в собственную жизнь, сила, которая вместе с этой включенностью возникает. Патриотизм (я давно не слышал и не произносил этого слова). Дружба - настоящая, а не приятельство. Поддержка и взаимовыручка. Состояние постоянной готовности к любым действиям. На фоне моей собственной расхлябанности это как глоток свежего воздуха, бодрит и отрезвляет. Приводит в чувство. Словно ощущение собранности передаётся со страниц. Обратил внимание, что в моей жизни и правда много лишнего, нужного не мне, а, например, принятого в обществе. Рассказ про развлечения и про то, как они способны заглушить настоящий интерес к собственной жизни, и чем это заканчивается, заставил задуматься, как же я живу. И что такое тот "безусловный уровень". Становится более понятной тема предательства. Когда обещаешь что-то своим близким, а потом "не успеваешь" или "устал" - это не просто неумение планировать время и силы, а настоящее предательство. И это происходит постоянно, и в моей жизни, и в жизни знакомых. В тех событиях, о которых рассказывает автор, это было недопустимо. Удивило искреннее желание автора попасть на службу в Афганистан, испытать свою душу. Сейчас как-то принято скорее избегать любых испытаний. Максимум - это какие-нибудь экстремальные развлечения вроде прыжков с тарзанкой. Зацепила мысль про отношение к своей родине, своему краю, к своей природе и географии. Про то, что это является основой для отношения к себе и к другим людям. Что другие выросли на этой же земле и являются такой же частью этой природы, что и я. Это отрезвляет, когда в голову лезут мысли вроде "все вокруг идиоты". Для меня были неожиданны рассуждения о "персональном" и "коллективном", о "социуме" и "этносе". Сейчас с экранов телевизоров, через интернет и книги пропагандируется индивидуальность, выпячивание личных качеств. О более древнем "коллективном" мало кто говорит. Вот и получается, что все "яркие индивидуальности" годами живут, не зная соседей по лестничной клетке. И боятся, например, чеченцев или дагестанцев, которые в случае каких проблем решают их всей общиной. Почему-то вспоминается история экономически развитого и успешного когда-то Рима, который в конце концов захватили варвары. Думаю, варвары просто не успели настолько выпятить свою "индивидуальность".

Добавить комментарий