Записки танцующего гештальт-терапевта

Записки танцующего гештальт-терапевта

 

В университете, где я преподаю уже 8-й год, студенты из года в год задают один и тот же вопрос: «Что вы хотите сказать, если я буду танцевать, то у меня не будет проблем?»

И из года в год , я отвечаю: «Если бы все было так просто, то зачем же так долго изучать ТДТ?»

ТДТ – моя любовь и моя страсть, знакомство с ней, вернее с одной из ее областей я начала  очень давно.

Существует несколько пониманий ТДТ:

-МЕДИЦИНСКОЕ - ТДТ, как разновидность физкультуры или  лечебной гимнастики (сюда относятся Пилатес, техника Александера и Фельденкрайса и т.п)

- «НЬЮ-ЭЙДЖЕВСКОЕ» - трансовый экстатический танец, танец медитация и т.д.

То,насколько человек может отпустить себя, показывает насколько он свободен и спонтанен в своих проявлениях в жизни. Через монотонию  трансовых  танцев, либо через деконструкцию стереотипов и отпускание тела в импровизацию (что на самом деле это не так просто, как кажется),мы можем обратиться к древнейшему экстазу движения.

Слово  «экстаз» в переводе с греческого, означает «из равновесия» или «из состояния»,или «смещение»,а в разговорной речи обычно употребляется в значении «крайнего возбуждения или «восторга».В филосовско-культорологическом контексте есть смысл переводить слово «экстаз» как «выход из себя» В танце движется, выходит из себя естество человека, его тело, чувства воображение. Таким образом экстаз есть состояние реальности, включенности, причастности к реальности. Экстаз-это естественное состояние человека, оскудение стихии экстаза, нормального, вытекаемого из самой сущности психического взаимодействия, вызывает страдания, недовольство, неудовлетворенность и скуку…Человек, лишенный возможности быть причастным к экстатической практике, начинает деградировать, и, наоборот, человек причастный к этому, движется к творчеству и творческому вдохновению.

Существуют также ин-статические танцы -углубленные медитации на движение, самопорождающий поток тела на грани появления-исчезновения, подвижное сосредоточение.

Целью использования ИСС (измененных состояния сознания) является нахождение и освоение ресурсных.(потоковых) состояний сознания в процессе исцеления. Клиническая и психодинамическая ТДТ отрицает и игнорирует значение ИСС.

-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ понимание, что такое ТДТ - танцевальные техники в контексте тренингов личностного развития, групповой и индивидуальной терапии.

К

ак  ТДТ - терапевт я начинала с первого. Мой тело, закрепощенное строгим воспитанием и привыкшее сдерживать свои эмоции, с самого детства жаждало движения, но мне не повезло (или наоборот? ведь нигде нет столько стереотипов, как в классическом балете))- я попала в балетный класс, занятия в котором начисто отбило охоту танцевать ,поэтому свою тягу к движениям я реализовывала в дворовых развлечениях, типа различных подвижных игр в основном с мальчишками…А танцевать я начала гораздо позже, сначала на дискотеках, а потом, попав в 21 год в группу  брейк-данса. Это было то, что надо - танец свободный от стереотипов и шаблонов, танец свободного тела!

Я танцевала в группе, с которой впервые вышла на сцену. Потом были попытки освоить классические танцы, которые снова потерпели фиаско. Я, как тело, решительно этому сопротивлялась, все эти рамки и ограничения были точно не для меня. Я создала свою первую группу подростков и танцевала с ними «стрит-дэнс» (уличные танцы). Потом начала заниматься со взрослыми, осваивая с ними различные танцевальные  «па», просто чтобы они могли их попробовать. Я тогда работала в зале ЛФК инструктором по лечебной гимнастике, закончив мед.колледж и получив специализацию в этом направлении. Мне очень помогло музыкальное образование,7 лет игры на фортепьяно не пропали даром, я чувствовала музыку,  настроение и умело подбирала ее для групп, чтобы «вытанцовывать» эмоции, запертые в теле. Я  тогда мало чего в этом понимала и действовала по наитию. Народ на меня шел «валом» и получал в процессе занятий облегчение не только физическое, но и психологическое. Потом был период, когда я увлеклась танцевальной аэробикой и несколько лет работала тренером в клубах, давая разные танцевальные направления, которые позволяли протанцовывать  разные же эмоции. Прежде всего это было необходимо мне самой, ретрофлект по натуре, я только так могла отреагировать накопленное. Тренерская работа все же имела свои ограничения и я создала свою танцевальную группу, которую назвала «Эмбарго». Вот здесь я отреагировала по полной программе. Мы танцевали про чувства, про гнев и страх, любовь и ненависть, про радость и печаль.,выступая со своими танцами везде, где было возможно(ведь важно было предъявить эти чувства кому-то!)Я тогда уже училась на психфаке: привычка к наблюдению и рефлексии привели меня к выводу, что наши танцы меняют нашу психику. Я начала это исследовать, потом встретила первого своего учителя по ТДТ и начала собирать ей группы, где стажировалась, изучая ТДТ на практике. Мне тогда крупно повезло, так как Н.Веремеенко была одним из первых  в России известным ТДТ- терапевтом и одним из авторов популярной в России книге-учебнику по ТДТ «Интегративная ТДТ». В 2000 году  на материалах этих групп я защитила диплом на тему «Изменение образа себя в процессе ТДТ» и начала вести свои первые самостоятельные ворк-шопы , а с 2003-го преподавать студентам псих.фака танцевально-двигательную терапию. Я дополнила этот метод гештальт-терапией, закончив 2005 году обучающую программу, так как считаю, что оба эти метода сочетаются как нельзя лучше. Была пора когда я увлекалась нью-эйджевским пониманием ТДТ, проводя на группе танцевальные процессы, которые превращались в экстатическое отреагирование . Но это имело свои ограничения. Отреагировв в зале, люди возвращались к обычной жизни и все возвращалось на круги своя. То же когда-то происходило и со мной (я прошла множество таких групп)

Гештальт-подход возродил интерес к отношениям, как основе нашего бытия. Я начала интересоваться танцем, как способом взаимодействия с другими. Мне очень нравится выражение: «Покажи мне, как ты танцуешь с другими и я расскажу, как ты живешь» - это мое …Это то, чем я сейчас увлечена и наполнена и это то ,чем я могу поделиться: показать через движение и танец все механизмы прерывания контакта и предложить попробовать нечто новое, незнакомое и от того небезопасное…а вот тут, на новой неосвоенной территории я умею поддержать ,подбодрить, поделиться своим опытом, помочь создать ресурс для движения в больную тему, «залечить» раны, полученные за многие годы травматического опыта и, главное, научить опираться не только на себя, но и на других, строя теплые поддерживающие отношения ,и в этом тоже отлично помогает танцевально-двигательная терапия в…